Главная | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Охарактеризуем некоторые известные воспитательные
системы недавнего прошлого и современные системы. Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Украине
(официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей — трудовая
колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа-комплекс, где
подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность,
самоуправление, клубная работа, — все тесно взаимосвязано. Системообразующими
факторами можно считать настоящее производство и самоуправление всего
коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и
фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь
производственный процесс и получали начальное профессиональное образование
наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко
стало воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива
воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей,
система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности,
совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой
отечественной педагогики. В те же 20—30-е гг. во Франции Селестен Френе создал
педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности».
С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда,
самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание,
была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты»,
дидактические карточки и газету. Свободные тексты — основной метод обучения в
школе С. Френе: отчеты, сочинения учеников по учебным предметам, это и
упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе
постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался
материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью
учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, типография
активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интсл лектуальную и
социальную инициативу. В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный
совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной
деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива
руководил всем порядком в школе, действовал па демократических началах. Каждую
субботу проходило собрание кооператива, где обсуждались все вопросы жизни
школы. В частности, это делаюсь с помощью своеобразной газеты Френе, в которой
было четыре ко-юнки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» — «хвалю»
— и хотел бы» — «я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение,
поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным сред-¦ том воспитания.
В настоящее время во Франции имеется общество пос-медователей С. Френе,
работающих по его системе. Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе
формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школьную
систему, служит московская школа № 825 (директор В. А. Караковский). Особенностью
воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был
весенний коммунарский сбор — трехдневная жизнь за городом по нормам и законам
коммунарского движения. Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там
устанавливаюсь неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального
братства, идеальной жизни. В этом его главная цель — утверждение особых теплых
отношений, установок, норм, ценностей. Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные
дела II течение года,
своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В
дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным
процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной
характерной чертой воспитательной системы школы В. А. Караковского. Формы этого
объединения — познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр,
общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию
в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др. Итак, коллективная творческая деятельность
в разных формах внеурочных и учебных занятий, вобравших в себя элементы
неформальной, свободной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и
детей, составляет основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни
играет, конечно, личность генератора идей и организатора — директора, его
сторонников и помощников из учителей и ученического актива, а также общая
атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива,
бережно сохраняемые. Дополняют системы и органы управления: Большой совет
(представители всех классов), собирающийся 2—4 раза и год, постоянные и
временные органы самоуправления, дежурные командиры. Система существует уже
около 25 лет. Ее история позволяет анализировать процесс развития,
реформирования, преодоления кризисов школьной воспитательной системы. |