Педагогика, разработки, теория и методика воспитания, проблемное обучение.

ГлавнаяТеория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки |

Друзья:

Сайты: дизайн и разработка. Киров.
87px :: 31px
87px :: 31px

Купить сайт в КировеСоздание и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru
Эпиграфы43Эпиграфы, уникальные тексты, авторские эпиграфы
stup1488.narod.ruМузыка, О нас, Гостевая Книга Stup88, Valve Hammer Editor, 3DGame Studio,модели, карты, примеры.

Тема 1: Сущность воспитания. Цели воспитания.

План:

1.      Понятие воспитания, его сущность, структура и движущие силы.

2.      Закономерности и принципы воспитания.

3.      Проблемы целей воспитания.

 

Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях.

О воспитании говорили как

о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. как о части социализации

об управлении процессом развития

о деятельности воспитателей по созданию условий для культурного развития и саморазвития личности (организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры)

о целенаправленном процессе взаимодействия и организации деятельности с целью привития определенных качеств и самореализации личности

В последнее время в науке на первый план выходит образование, но исходя из национальных традиций России В. имеет приоритетное значение.

В понятии В. в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический:

Социальный (в широком смысле):

Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией)

Педагогический (в узком смысле):

Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).

 

Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных:

1)      Целенаправленность

2)      Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов)

3)      Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно)

4)      Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий)

5)      Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик)

6)      Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)

7)      Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития)

8)      Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов

9)      В. это индивидуально творческий процесс

10)     Целостность и системность В.( в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды)

11)     Управляемость (В. можно управлять)

 

Движ.силами процесса В. явл. противоречия. Принято выделять:

 

                      внутренние               и                   внешние противоречия

 

м/д потребн. и возможн. Л.                                  м/д стихийным (окр.среда) и

                                                                                    целенаправл. воздейств.

м/д сознанием и поведением

м/д внешн. и внутренн. требованиями и др.        м/д школой и семьей и др.

(борьба мотивов)

 

Преодолевая противоречия личность развивается.

 

Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.

 

Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.

Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер.

Назовем осн. закономерности воспитания (пед. процесса)

1)      Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды.

2)      Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.

3)      Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества.

4)      Неравномерность развития ребенка и формирования его Л.

5)      Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л.

6)      Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.

Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.

Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания.

Принципы В. – это основные положения, которые определяют главные требования к цели, содержанию, методам, формам воспитания.

В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы выходящие из закономерностей и практики.

Принципы В.

1)      Целенаправленность

2)      Систематичность и последовательность

3)      Гуманистический характер воспитания, который означает сохранение жизни и здоровья ребенка, уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью

4)      Сознательность и активность, самостоятельность и творчество в В.

5)      Возрастной и индивидуальный подход в В. Природосообразность В.

6)      Принцип связи В. с жизнью и с трудом

7)      Принцип воспитания личности в коллективе

8)      Культуросообразность В. (соответствие В. ценностям народа и языковой культуре, понимание В. как части целостного культурно-исторического процесса, соответствие В.  и образования уровню развития культуры ).

 

Цель воспитания понимается:

во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель;

во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата.

Но существуют и национальные различия целей воспитания в них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики:

В США – это воспитание хорошего гражданина США.

В Германии – подготовка человека, «способного поступать продуктивно с сознанием ответственности».

В Японии – «личность, способная достичь карьеры».

Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

В науке принято рассм. иерархию целей воспитания. Выделяют идеальные и конкретные цели в проц. В.

Идеальн. цель – формирование разносторонней и гармонично развитой личности(нравственно, физически, интеллектуально, художественно)

Гармония – согласие → личность живущая в согласии с самим собой (самость),

                                                                                          с обществом (социумность)

Идеальная цель служит пед. манифестом, но необходимо видеть стратегию развития Л., знать к чему надо стремиться.

Наряду с идеальной обязательно требуется постановка конкретных целей, достижения которых можно увидеть в конкретной пед. деятельности.

Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:

1)      Личностный

2)      Аксиологический

3)      Деятельностный

4)      Культурологический

Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п.

Личностный подход

Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Аксиологический подход

Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.

Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.

Воспитание – специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей.

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.

Деятельностный подход

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.

Культурологический подход

Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.

Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.

 

Сайт управляется системой uCoz