Главная | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Тема 1: Сущность воспитания. Цели воспитания. План: 1. Понятие воспитания, его сущность, структура и движущие силы. 2. Закономерности и принципы воспитания. 3. Проблемы целей воспитания.
Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях. О воспитании говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. как о части социализации об управлении процессом развития о деятельности воспитателей по созданию условий для культурного развития и саморазвития личности (организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры) о целенаправленном процессе взаимодействия и организации деятельности с целью привития определенных качеств и самореализации личности В последнее время в науке на первый план выходит образование, но исходя из национальных традиций России В. имеет приоритетное значение. В понятии В. в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический: Социальный (в широком смысле): Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией) Педагогический (в узком смысле): Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).
Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных: 1) Целенаправленность 2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов) 3) Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно) 4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий) 5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик) 6) Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности) 7) Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития) 8) Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов 9) В. это индивидуально творческий процесс 10) Целостность и системность В.( в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды) 11) Управляемость (В. можно управлять)
Движ.силами процесса В. явл. противоречия. Принято выделять:
внутренние и внешние противоречия
м/д потребн. и возможн. Л. м/д стихийным (окр.среда) и целенаправл. воздейств. м/д сознанием и поведением м/д внешн. и внутренн. требованиями и др. м/д школой и семьей и др. (борьба мотивов)
Преодолевая противоречия личность развивается.
Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие. Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер. Назовем осн. закономерности воспитания (пед. процесса) 1) Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды. 2) Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения. 3) Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества. 4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л. 5) Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л. 6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л. Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта. Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания. Принципы В. – это основные положения, которые определяют главные требования к цели, содержанию, методам, формам воспитания. В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы выходящие из закономерностей и практики. Принципы В. 1) Целенаправленность 2) Систематичность и последовательность 3) Гуманистический характер воспитания, который означает сохранение жизни и здоровья ребенка, уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью 4) Сознательность и активность, самостоятельность и творчество в В. 5) Возрастной и индивидуальный подход в В. Природосообразность В. 6) Принцип связи В. с жизнью и с трудом 7) Принцип воспитания личности в коллективе 8) Культуросообразность В. (соответствие В. ценностям народа и языковой культуре, понимание В. как части целостного культурно-исторического процесса, соответствие В. и образования уровню развития культуры ).
Цель воспитания понимается: во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель; во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата. Но существуют и национальные различия целей воспитания в них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики: В США – это воспитание хорошего гражданина США. В Германии – подготовка человека, «способного поступать продуктивно с сознанием ответственности». В Японии – «личность, способная достичь карьеры». Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную Человека. В науке принято рассм. иерархию целей воспитания. Выделяют идеальные и конкретные цели в проц. В. Идеальн. цель – формирование разносторонней и гармонично развитой личности(нравственно, физически, интеллектуально, художественно) Гармония – согласие → личность живущая в согласии с самим собой (самость), с обществом (социумность) Идеальная цель служит пед. манифестом, но необходимо видеть стратегию развития Л., знать к чему надо стремиться. Наряду с идеальной обязательно требуется постановка конкретных целей, достижения которых можно увидеть в конкретной пед. деятельности. Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные: 1) Личностный 2) Аксиологический 3) Деятельностный 4) Культурологический Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п. Личностный подход Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка. Аксиологический подход Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка. Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала. Воспитание – специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей. Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена. Деятельностный подход Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л. Культурологический подход Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская) Целью воспитания является формирование базовой культуры личности. Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой. Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.
|