Педагогика, разработки, теория и методика воспитания, проблемное обучение.

ГлавнаяТеория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки |

Друзья:

Сайты: дизайн и разработка. Киров.
87px :: 31px
87px :: 31px

Купить сайт в КировеСоздание и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru
Эпиграфы43Эпиграфы, уникальные тексты, авторские эпиграфы
stup1488.narod.ruМузыка, О нас, Гостевая Книга Stup88, Valve Hammer Editor, 3DGame Studio,модели, карты, примеры.

СОТРУДНИЧЕСТВО ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Сотрудничество педагогов и учащихся является благоприятной средой, в которой наиболее эффективно осуществляется развитие ребенка. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, именно такая среда дает возможность определить зону ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Увидеть перспективы развития, определить его программу (или зону) ребенку помогает педагог, он становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимого и общественно приемлемого самоутверждения, самоопределения, самореализации.

Социальная установка на другого у педагога становится базовой ценностной ориентацией на стратегию его сотрудничества с личностью и детским коллективом в педагогическом процессе. Субъект-субъектные отношения в воспитании приобретают специфические черты. На практике это требует отбора определенных методов, приемов, форм работы.

Осознание необходимости сотрудничества, своих индивидуальных возможностей подскажет и набор методов, способных привести к формированию субъектной позиции ребенка, например: поддержка и одобрение, создание ситуации успеха и выстраивание перспектив. Выбор методов обусловлен как закономерными, так и случайными факторами; критерием отбора является ориентация на результат — совершенствование человека, или, точнее, взаимосовершенствование.

Взаимная информация и согласование,

выработка совместного плана действий,

координация усилий,

взаимное дополнение и обогащение,

компенсация,

взаимная опора и взаимопомощь — эти формы сотрудничества реально обеспечивают успешное развитие личности, ее духовный рост.

Таким образом, в контексте личностно-ориентированного воспитания сотрудничество — это совокупность деятельностных, поведенческих, интеллектуальных, ценностных взаимосвязей.

Содержание сотрудничества взрослого и ребенка составляет их

со-бытие,

со-участвование,

со-знание,

со-творчество.

Co-бытие — это и значительное явление в жизни человека, и совместность (со-бытие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная) становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть со-участвование взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. Понимание каждым участником взаимности и выгоды «суммируемости» в действиях ведет к представлению о расширенных возможностях его участия в общем деле. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения.

Совместная деятельность предполагает и со-знание. Ребенок и взрослый равноправны, самоценны как участники диалога культур. В последние годы становятся общепризнанными идеи М.М.Бахтина, который утверждал, что истина не рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Сознание — это выявление двух равноправных систем знаний, благодаря которому происходит взаимообогащение. Формирование ценностных ориентации, жизненных целей — творческие акты, т.е. они совершаются в со-творчестве ребенка и взрослого.

Обратим внимание, что цель сотрудничества воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное установление равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности. Достижениями сотрудничества, по мнению Г. А. Цукерман, следует считать:

• децентрализацию личности как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;

•       инициативность (добывание недостающей информации с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия);

• разумное разрешение конфликтов, т.е. не агрессивное, а рациональное, основанное на самокритике и дружелюбии в оценке партнера.

Совместная деятельность взрослых и детей, основанная на сотрудничестве, возможна не только во внешкольных условиях, но и на уроке. Учителя, применяющие работу в парах, групповые, кооперативные формы обучения, отмечают, что они активизируют и ускоряют обмен информацией, стимулируют познавательные процессы, повышают усвоение воспринятого материала. Кроме того, это расширяет круг возможностей и ученика, и учителя, так как раскрывает их творческие потенциалы.

Сайт управляется системой uCoz