Главная | Разработки | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Тема «Конфликты в нашей жизни». Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самосознания, самоанализа и самооценки. Оснащение: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании. Ход практикума. 1. Самотестирование. Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят на все вопросы искренне. Тест «оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. Если подобным образом вы ведете себя ЧАСТО – поставьте 3 балла ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл. Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?» ОТВЕТЫ: 1. Угрожаю и дерусь. 2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей. 3. Ищу компромиссы. 4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9. Сдаюсь. 10. Меняю тему… 11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку. Обработка результатов теста. Посчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 – это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль. Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11. Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12. Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13. Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14. Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15. Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые бы удовлетворили обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения. Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах. 2. Беседа. Педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы: А) в анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий? Б) Что такое конфликтная ситуация? В) приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? Г) с какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему? Д) что чаще всего является для вас причиной конфликта? Е) можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Ж) Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта? З) Что мешает вам или другим людям разрешить конфликты с пользой для обеих сторон? 3. Самотестирование. Классный руководитель предлагает подросткам ответить на вопросы еще одного теста, который поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.
Тест «Уровень конфликтности личности». Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера ответа. 1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить к своей воле других? а) нет. б) когда как. в) да. 2. Если в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят? а) да. б) ответить затрудняюсь. в) нет. 3. Кто вы в большей степени? а) пацифист. б) принципиальный. в) предприимчивый. 4. Как часто вам приходиться выступать с критическими суждениями? а) часто. б) периодически. в) редко. 5. Что для вас было бы характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности. б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами. в) чаще советовался бы с людьми. 6. В случае неудач, какое состояние для вас характерно? а) пессимизм. б) плохое настроение. в) обида на самого себя. 7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива? а) да. б) скорее всего да. в) нет. 8. Относите ли вы себя к людям, которым в глаза лучше сказать горькую правду, чем промолчать. а) да. б) скорее всего да. в) нет. 9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе а) раздражительность. б) обидчивость. в) нетерпимость критики других. 10. Кто вы в большей степени? а) независимый. б) лидер. в) генератор идей. 11. Каким человеком считают вас ваши друзья? а) экстравагантным. б) оптимистом. в) настойчивым. 12. С чем вам чаще всего приходиться бороться? а) с несправедливостью. б) с бюрократизмом. в) с эгоизмом. 13. Что для вас наиболее характерно? а) недооцениваю свои способности. б) оцениваю свои способности объективно. в) переоцениваю свои способности. 14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми? а) излишняя инициатива. б) излишняя критичность. в) излишняя прямолинейность.
Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А 1 3 1 3 3 2 3 3 2 3 2 3 2 1 Б 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2 В 3 1 2 1 1 1 1 1 3 2 3 1 3 3 Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности 14-17 – очень низкий 18-20 - низкий 21-23 - ниже среднего 24-26 – ближе к среднему 27-29 – средний 30-32 – ближе к среднему 33-35 – выше среднего 36-38 – высокий 39-42 - очень высокий Рефлексивная деятельность. Педагог предлагает подросткам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми. Таким образом, в ходе первого практикума посредством самотестирования, побуждающего подростков к самопознанию, самооценке и самоанализу, и беседы с классным руководителем учащиеся уясняют основные понятия, раскрывающие суть конфликта. Блок помощи при беседе. Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. Прежде всего, надо знать, что такое конфликт. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Для возникновения необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы, конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Инцидент – это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
|