Главная | Разработки | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Игра-конкурс: «У Лукоморья» Цели: • Закрепление и систематизация знаний по произведениям А. С. Пушкина на примере сказок (образовательная). • Работа с текстом позволяет воспитывать зрелый опыт, а содержание текстов (сказок) помогает привить детям любовь к произведениям Пушкина. Дети учатся анализировать произведения Пушкина, учатся давать адекватную оценку героям, их поступкам, действиям, что, несомненно, имеет большое воспитательное значение (воспитательная). • Развитие логического мышления (решение определённых задач в ходе игры), памяти, внимания и воображения (развивающая). Задачи: • Воспитание у детей чувства коллективизма (ответственности за команду). • Воспитание чувства соревнования. • Развитие речи. • Проверка глубины знаний учащихся. • Привить любовь к сказкам Пушкина. • Научить выделять в тексте не только главные, основные моменты, но и запоминать незначительные детали. Участники: 2 команды по 7-10 человек. Возраст: 9-12 лет. Оформление: плакаты с высказываниями о сказках типа: «Что за прелесть эти сказки!» А. С. Пушкин; «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок» А. С. Пушкин. Изображение героев сказок А. С. Пушкина, стилизованные сказочные элементы (златая цепь и т. д.). Основной игровой элемент – нарисованный на листке ватмана дуб с прикрепленными на нем листочками. Каждый листочек обозначает какой-либо вопрос или задание. Они делятся на 8 групп: 1. Вопросы по «Сказке о царе Салтане». 2. Вопросы по «Сказке о рыбаке и рыбке». 3. Вопросы по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». 4. Вопросы по «Сказке о попе и о работнике его Балде». 5. Практические конкурсы. 6. «О ком идет речь?» 7. «Определите, кто это говорит?» 8. «Продолжите сказку». При желании можно каждому разделу дать листочки определенного цвета, либо все их оставить зелеными. Каждая команда по очереди срывает с дуба понравившийся листочек и отвечает на вопрос или выполняет задание. Если на вопрос дан правильный ответ, команде вручается жетон в виде золотого орешка. Побеждает та команда, у которой будет большее количество орешков. Можно сделать по-другому: листочки не срывать с дуба, а доставать их из кармашка, прикрепленного под дубом. Команды отвечают на вопросы по очереди. Ход мероприятия: 1. Ведущий говорит вступительное слово, стих «У лукоморья…» (И мы с вами тоже сегодня отправимся в лукоморье, где живут сказочные герои из произведений Пушкина). Мы с вами вспомним все его сказки и узнаем много нового, интересного о них. Рассказываются правила игры, задается вопрос, для определения команды, которая будет играть первой, определяется команда, которая будет срывать листочки с дуба первая. Далее можно после каждых четырех сорванных листочков устраивать перерыв для того, чтобы команды показали свое домашнее задание – отрывки из сказок Пушкина, которые также оцениваются жюри. Жюри может быть одета в сказочные костюмы, иметь какие-то сказочные атрибуты. 2. Вопросы и задания для игры: ??а) (Вопрос, который можно задать в начале, для определения команды, которая будет отвечать первой). Где такое бывает стоит избушка на курьих ножках, из воды выходят 30 прекрасных витязей со своим морским дядькой, в темнице тужит царевна, ей служит бурый волк, чахнет царь Кощей над своими богатствами… - Скажите полное название сказки, которую мы коротко называем «Сказка о царе Салтане». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). - Чем торговали корабельщики, которые приплывали к князю Гвидону в гости? (соболями, черно-бурыми лисами, донскими жеребцами, булатом, чистым серебром и златом). - В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля). - Какие чудеса совершала Лебедь для князя Гвидона? (белку с золотыми орешками, 33 богатыря, превратилась в царевну). - В «Сказке о царе Салтане» есть такие строки: Гости видят: во дворце Царь сидит в своем венце, А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят – Четырьмя все три глядят. Почему? (потому что тетки были ужалены в глаз царевичем, превратившимся в комара и в муху). - Сколько раз приходил старик к золотой рыбке в «Сказке о золотой рыбке?» (5 раз) - Что просила старушка у золотой рыбки? (новое корыто, новую избу, титул столбовой дворянки, царский трон, титул Владычицы морской). - Сколько лет жили в ветхой землянке у самого синего моря старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года). - За какую цену нанялся Балда к попу на работу? («В год за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу»). - Что такое полба, которую собирался есть Балда у попа? (особый сорт пшеницы) - Какие соревнования были между чертенком и Балдой в «Сказке о попе и о работнике его Балде?» (кто скорее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, поднять кобылу) - Когда родилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (в сочельник в самый, в ночь) - Какое дано было приданое царевне в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (семь торговых городов, да сто сорок теремов) - «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» есть такие строки: «Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Прела, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса». Кто такая черница? (монахиня) - К кому обращался королевич Елисей за помощью в поисках царевны? (к солнцу, месяцу, ветру) ??б) Продолжение: - Ель растет перед дворцом, А под ней – хрустальный дом… (Белка там живет ручная Да затейница какая, Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд, Слуги белку стерегут). - Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой… (Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге, И останутся на бреге 33 богатыря, В чешуе, как жар горя, Все – красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними – дядька Черномор). - Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… («Кабы я была царица Говорит одна девица, - То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - говорит её сестрица, - то на весь бы мир одна наткала б я полотна». «Кабы я была царица, - я б для батюшки царя родила богатыря».) - Раз он в море закинул невод… (Пришел невод с одною тиной, Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травою морскою, В третий раз закинул он невод – Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой – золотой!) ?? О ком идет речь. - “Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел.” (Царь Дадон “Сказка о золотом петушке”) - Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою, Чтобы жить ей в океане-море… (Старуха из “Сказки о золотой рыбке”) - Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корабль – и в щель забился. (Князь Гвидон) - Служат ей прислугой разной – И приставлен дьяк приказный Строгий счет орехам весть, Отдает ей войско честь! (Белка из “Сказки о царе Салтане”) - Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (33 Богатыря) ?? Кто это говорит: - “Не печалься, ступай себе с богом!” (золотая рыбка) - “Теперь моя череда, Условие сам назначу, Зададим тебе, вражонок задачу.” (Балда) - «За такое одолжение,- Говорит он в восхищеньи,- Волю первую твою Я исполню как мою.» (Царь Дадон) - «Грусть тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца.» (Князь Гвидон) ?? Практическое задание: - Нарисовать кота ученого: от каждой команды вызываются два участника, им завязывают глаза. Превый рисует перднюю половину кота, второй заднюю. - Определить по рисунку какой-то сказочной детали, кому она принадлежит: например, русалочий хвост – русалке; зеркальце – царице; золотая цепь – коту ученому. - Сделать маски героев пушкинских сказок. - Домашнее задание – подготовить инсценировку и показать отрывки из пушкинских сказок. Листочки с вопросами для разных команд лучше прикрепить с разных сторон дуба, чтобы они были равнозначны. Если команд две, из какого раздела можно взять по одному вопросу для каждой команды, тогда количество их будет оптимальным. В качестве музыкального оформления можно использовать отрывки и музыкальные фрагменты из опер “Сказки о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”. Если количество команд больше двух, то количество вопросов для каждой команды должно быть таким, чтобы общее количество вопросов и заданий для всех команд не превышало 20-ти. Если какая-либо команда не может правильно ответить на свой вопрос, на него может ответить другая команда, ей же за правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая набрала большее количество жетонов. Ей вручается приз исходя из возможностей ортанизаторов игры. |