Главная | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Детские
общественные объединения Сегодня в стране существует ряд детских и молодежных
организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов
социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом
интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность,
занимают особое место. Детское движение — объективное явление, порождение
общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается
по-требность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности.
Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними.
Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала
Конвенция ООН о правах ребенка ( Ученые отмечают, что социальная активность детей и
подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся
разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут
удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера
доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство
подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти
70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают,
что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% —
чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни. В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольском
организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские организации
составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они реальная
разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и
подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации
выполняют и другие социальные, функции. Они включают подростков в жизнь
общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и
прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный
опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в
демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых
общественных организаций в социализации личности ребенка. Законодательной базой развития детских общественных
объединении являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях»
и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций»
(1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами
детских общественных объединений могут быть детская организация, детское
движение, детский фонд, детское общественное учреждение. Наиболее распространенной формой сегодня является детская
общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое
для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее
деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином
учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. В России более 200 молодежных общественных организаций и
объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них называются
ассоциациями, лигами, союзами. Современный этап развития детского движения
характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию
(по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в
социальную практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью,
определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной
ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления, которые происходят в сферах
жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, детское движение выступает
как фактор развития личности, как педагогическое средство. В детском движении сложились на основе опыта некоторые
принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип
самоорганизации, что обусловливает особенность детских формирований —
создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается
на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая
результаты самодеятельности и коллективного творчества. Ведущим направлением, целью детского общественного
объединения является развитие личности посредством включения в деятельность,
способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду.
Этим определяются основные функции, задачи детской организации: • широкое
разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в
социальную жизнь; • организация
жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей
эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям; • защита прав и
свобод личности от негативных влияний социальной среды; • корректировка различных влияний на личность,
ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов,
ценностей, потребностей). Особые социально-педагогические возможности детского
общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства,
эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав
(по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных
видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют
сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не
является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться
финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных
учреждений. В управлении самодеятельным детским объединением нет
жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые
и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности
всех членов объединения. Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие
более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы,
источники финансирования — все то, что определяется законом об общественных
организациях. Сравнительно новым явлением в современном детском движении
является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого
предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание
условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья
и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией,
выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических,
коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина,
помощником и другом. В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и
свободная деятельность являются мощным социально-педагогическим средством воспитания
и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с друзьями организовал детскую колонию, такое
полуформальное объединение старших и младших для образования, развития
последних. В то же время в Англии возникает скаутское движение,
распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после Вот что пишут об этом специалисты. В До появления этой книги подобные детские объединения были и
в нашей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинон,
подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие
места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали
клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой
жизни на лоне природы, стремление к благородному, «Мы и раньше, — пишет
Вязьмитинов, — правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем». В Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий
Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы
не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о
событиях из русской истории. Руководителем отряда — «скаутмастером» — мог быть человек,
хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на
меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты,
которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или
человека, нуждающегося в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать
кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из
бедных семей. Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную
форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие
в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в
отрядах были «приказы». Например, «Приказ № 150. Беседа о Суворове», «Приказ №
149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались
вожатыми. С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их
стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили
съезды (и В Москве скаутские отряды возникли в 1911—1912 гг. В Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве,
Анапе, Астрахани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи,
Кисловодске и др. Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела
перед собой как эталон — скаутское движение, воспитательное значение которого
оценивала очень высоко. Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности
и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности
существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой,
общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по
интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические,
краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам
и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения. Имеются также организации и объединения, работающие на
основе различных ценностей: религиозные детские объединения,
национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские
группы (пионерские организации и объединения). Самым крупным детским объединением является Союз
пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО — ФДО). Она
является независимым международным добровольным формированием, в состав которого
входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с
участием детей или в их интересах. В состав СПО — ФДО входят региональные, территориальные
организации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объединения
по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских
организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские
организации и объединения — детская организация Москвы «Радуга», Воронежская областная
организация, детско-юношеская организация «Искра» и др.; организации республик
России — детская общественная организация «Пионеры Башкирии», детская общественная
организация Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации различного уровня
— Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский
орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и
др.' Цели СПО — ФДО имеют вполне педагогический характер: • помочь ребенку
познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать
достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества; • оказывать
всестороннюю помощь и поддержку организациям — членам Федерации, развивать
детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества,
укреплять межнациональные и международные связи. Основными принципами СПО — ФДО являются: • приоритет
интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав; • уважение
религиозных верований и национальной самобытности детей; • сочетание
деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций
осуществлять самостоятельную деятельность па основе собственных позиций; • открытость для
сотрудничества во имя детей. Высшим органом СПО — ФДО является Ассамблея. СПО — ФДО
-прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается
взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО — ФДО свидетельствуют
его программы. Назовем только некоторые из них: «Детский орден милосердия»,
«Золотая игла», «Хочу сделать свое дело» (начинающий менеджер), «Древо жизни»,
«Свой голос», «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса»,
«От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Школа демократической
культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы», «Экология и дети»,
«Лидер» и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют
скаутские организации. Детские объединения по длительности существования могут
быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей
являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды,
объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения
обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия
для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются
разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и
специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления,
стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки
пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом
позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности
объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в
доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это
помогает ему создать положительную модель поведения, способствует
эмоционально-психологической реабилитации. Школа и детские общественные объединения могут и должны
действовать согласованно. В жизни
сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными
объединениями. Первый вариант: школа
и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя
общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является
частью воспитательной системы школы, имея определенную долю автономии. Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений
для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические
рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений
дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними
(детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные
совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о
деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому
педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного
учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть
ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и
др.); выделить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; создавать
условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.);
предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане
учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку
возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения
в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что
способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и
улучшению их качества. Целесообразно ежегодное обсуждение
результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах
школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей
квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских
объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей,
воспитателей и др. Литература: 1.
Закон
РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1. 2.
Детские
и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория,
история, методика детского движения. Вып. 3.
Василькова
Ю. В., Василькова Т. А. Социальная
педагогика. M.,
1999. С. 194—195. |