Главная | Разработки | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки | |
|||||
Друзья:
Создание
и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru |
Беседа:
«Естественный спутник Земли». Цели беседы:
Обучающие: закрепить понятие естественный спутник Земли; изучить основные характеристики и свойства спутника.
Развивающие: развить интерес к дальнейшему изучению астрономии, как естественной науки; развитие воображения; развитие интереса к познанию окружающего мира. Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учебе.
План: 1. Организационный момент. 2. Беседа по теме «Естественный спутник Земли». 3. Выводы и итоги. 4. Анализ.
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проведем дискуссию на тему «Естественный спутник Земли». Я думаю, любой человек будь тот историк или медик, или юрист, или тракторист знает, что естественным спутником Земли является Луна. Каждую ночь вы можете наблюдать и любоваться этим небесным светилом. Но не многие из них знают, на каком расстоянии Луна находится от Земли, какова её масса, радиус, что за черные пятна мы видим на ней. Сразу же после того как выключили свет, и включили звездное небо, я ощутил себя в космическом корабле, бороздящем космический океан. Затем я ощутил себя настоящим астронавтом, приземлившимся на Луну и побывавшем на самом высоком пике настоящей лунной горы и в самой глубокой впадине настоящего лунного моря. Обычно первые впечатления самые яркие и незабываемые. Может кто-нибудь хочет поделиться своими первыми впечатлениями, передать нам свои незабываемые ощущения? (Ребята передают свои первые впечатления) А теперь давайте вспомним некоторые параметры, характеризующие Луну. Кто помнит её радиус? (1738 км.) А вы знаете, что радиус Луны равен 0,2725 радиуса Земли? А чему равна масса Земли? (5,98*10^24) А масса Луны какова? (0,0123 массы Земли) Вы знаете, что Луна лишена воды и атмосферы. Интересно то, что поверхность Луны за длительный лунный день нагревается до температуры +130С, а ночью до температуры –170С. вот в таком диапазоне температура изменяется лишь в течение одних суток. А может ли кто-нибудь объяснить причину такого перепада температур? (Ребята пытаются ответить на этот вопрос. Ответ: отсутствие атмосферы). А теперь вы поделитесь теми знаниями, которые пробрели или теми, которые у вас были раньше. (Ученики рассказывают, что они узнали или знали раньше. С места не перебиваю друг друга, по очереди. А мы обсуждаем рассказ всем классом, будь это рассказ о морях, о горах, о кратерах или о другом).
Моря. Рельеф лунного полушария, обращенного к Земле хорошо виден даже в небольшой телескоп. Обширные округлые низменности получили еще в 17 в. название морей: Море Спокойствия, Море Ясности, Море Кризисов (Опасности), Море Дождей, Море Облаков и другие. Их размеры от 200 до 1200 км. А вы знаете самую большую низменность на Луне? Это Океан Бурь, протяженностью свыше 2000 км. Поверхность морей сглаженная и покрыта темным веществом, в том числе застывшей лавой, некогда изверженной из лунных недр. Океан Бурь и наиболее крупные моря различимы невооруженным глазом в виде темных пятен. Характерные по своим очертаниям краевые зоны морей названы заливами (Залив Радуги в Море Дождей, Залив Зноя в Океане Бурь), а небольшие изолированные темные низменности – озерами. Какую территорию занимают Моря и Озера всей видимой поверхности с Земли (40%). Следовательно, остальная часть представляет собой материковые области(60%).
Горы. Материковые области покрыты как отдельными горами, так и горными цепями и хребтами. Назовите мне лунные горы, которые вы знаете? Большинство из них носят земные названия: Альпы, Кавказ, Апеннины, Карпаты (ограничивают Море Дождей). Горный хребет Тавр тянется вдоль Моря Ясности, а Балканы ограничивают его с юго-запада. Имена ученых носят горы: Даламбера, Лейбница и других. Высота гор различна (есть пики до 8 км.). Между горами тянутся долины. (Долина Альп: длинна её 170 км., а ширина от 5 до 15 км.) Кратеры. А чем покрыты горные районы о моря лунной поверхности? (множеством кратеров). Каковы размеры кратеров? (от1 м. до 250 км.). Крупные и средние по размерам кратеры известны со времен первых телескопических наблюдений Луны и названы именами ученых: Геродот, Тимохарис, Гиппарх, Коперник, Кеплер, Архимед (d=73 км.), Аристил (d=51 км. ), Автолик (d=36 км.), Птолемей (d=146 км.), Альфонс (d=124 км.), Архазель (d=92 км.) и другими. (Эти кратеры могут назвать ребята). О Морях, Горах и Кратерах рассказывают дети, моя роль дополнить и продолжить дальнейшую беседу. Моря, Горы и Кратеры мы видим на видимой стороне лунной поверхности с Земли. Что же находится на обратной стороне Луны? (Обратная сторона Луны имеет некоторые отличия от видимого полушария. Она также покрыта кратерами различных размеров, но крупные моря отсутствуют. Несколько небольших морей занимают всего лишь 10% поверхности этого полушария: 10% против 40% на видимом полушарии). Знаете ли вы эти моря? (Море Восточное, Море Москвы с Заливом Астронавтов). А что вы можете сказать об ускорении свободного падения на поверхности Луны? (Ускорении свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле и значит человек будет иметь вес на меньше на Луне, а следовательно, например, совершаемые им прыжки будут дальше и выше). (Ученики пытаются разобрать и объяснить ответы на заданные вопросы). Сегодня мы с вами разобрали и объяснили весь материал, который услышали при посещении планетария, а также узнали некоторые новые интересные моменты. Я считаю, что сегодня мы разобрали с вами одну из интересных тем астрономии. Наша сегодняшняя дискуссия главным своим образом была направлена на то, чтобы заинтересовать вас. У многих из вас я думаю, появились новые интересные вопросы по астрономии. А может кто-либо из вас желает посетить музей? Спасибо за сегодняшнюю дискуссию вы были хорошими собеседниками.
|