Педагогика, разработки, теория и методика воспитания, проблемное обучение.

ГлавнаяРазработки | Теория и методика воспитания | Проблемное обучение | Полезные ссылки | Обратные ссылки |

Друзья:

Сайты: дизайн и разработка. Киров.
87px :: 31px
87px :: 31px

Купить сайт в КировеСоздание и разработка сайтов. www.webkirov.by.ru
Эпиграфы43Эпиграфы, уникальные тексты, авторские эпиграфы
stup1488.narod.ruМузыка, О нас, Гостевая Книга Stup88, Valve Hammer Editor, 3DGame Studio,модели, карты, примеры.

Вятский Государственный Гуманитарный Университет

Кафедра Педагогики

«ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

И ТЕМПЕРАМЕНТ»

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Выполнила студентка IV курса

физического факультета

Скопкарёва Альбина Фаруковна

Проверила д. п. н., доцент

Садакова Любовь Георгиевна

Киров

2002г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологические знания на практике.

Поэтому я решила провести классный час в виде психологического тренинга.

ЦЕЛИ

?       Изучить личностные особенности учащихся.

?       Выявить характер взаимоотношений в классе, а также место каждого в системе личностных связей.

?       познакомить с происхождением популярной типологии темперамента.

?       Составить у учащихся представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.

?       Сплотить коллектив.

?       Пополнить словарный запас детей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Парты поставили, так чтобы они образовали букву «П».

Каждому ученику выдали чистый лист бумаги для проведения психологического настроя.

Для диагностики темперамента необходимо приготовить бланки ответов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психологический настрой: игра «Рисуем портрет».

Каждый ученик на листочке рисует чей-нибудь портрет. Листочки собираем и пускаем по кругу. На обороте все пишут свои версии, чей это портрет, только на своих листочках никто не пишет имя нарисованного. Затем листочки возвращаются, и авторы считают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник.

Основная диагностическая часть.

Немного из истории учений о типах темперамента

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, – входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов (то есть выделил несколько типов темпераментов). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis  – «кровь»), флегматика (от греч. phlegma – «флегма»), холерика (от греч. chole – «желчь») и меланхолика (от греч. melas chole – «черная желчь»). Существует много других типологий темперамента, но эта самая популярная.

Для изучения темперамента используем следующую методику.

Классным руководителем читаются утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 характеристик. Если названо качество характерно для школьника, то под соответствующим номером он ставит знак «+». После этого подсчитывается количество плюсов в каждом паспорте. Результаты ранжируются, учитывая, что чистый тип встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Тип темперамента школьника тот, который окажется на втором и первом месте.

После того как определены преобладающие типы темперамента всеми учащимися классный руководитель дает краткие характеристики типов темперамента. Учащимся объясняется, что знание типов темперамента своего и одноклассников поможет вам лучше понимать друг друга. Не торопитесь обижаться на товарища, задумайтесь: может он не со зла накричал, на вас, не специально сделал резкое движение, просто у него такой темперамент и его надо таким принять.

При обработке результатов нужно учитывать, что данная методика субъективна, так как основана на самооценке.

Игры на взаимопонимание.

Подготовка: столы и стулья сдвигаем к одной стене, так чтобы большая часть класса была свободной.

Игра «Построиться по росту»

Ребятам предлагается  встать плотным кругом, закрыть рот и глаза и сделаться ненадолго слепоглухонемыми. Теперь надо построиться в шеренгу по росту, не забывая о том, что вы не видите, не слышите и не можете разговаривать. Если это правило нарушается, то игра начинается с начала. После минуты построения предлагается открыть глаза. Если результат неутешительный, то предлагается попробовать еще раз. Следует помнить, что главная задача для школьников как можно быстрее достигнуть взаимопонимания и при этом как можно меньше раздражаться.

Если ребята достигли нужного результата, то предлагается еще одна игра, более сложная.

Игра «Поворот»

Нужно встать в шеренгу, не обязательно по росту. Разойтись на 40 – 50 см. все должны смотреть в одном направлении. Теперь необходимо закрыть глаза – прыгнуть – на месте и в прыжке повернуться на 90 градусов ил на 180 градусов. Задача состоит в том, чтобы после прыжка вся группа смотрела опять в одну сторону. Предварительные переговоры недопустимы. После ряда неудачных попыток задача упрощается тем, что учащимся предлагается найти совместное решение игровой задачи. Игра повторяется последний раз.

Наблюдая за ходом игр необходимо обратить внимание на характер тактильных контактов подростков. Не должно быть грубых действий.

После обеих игр проводиться небольшая беседа о степени взаимопонимания в группе.

Подведение итогов занятия

Итак, ребята, мы сегодня познакомились с типами темперамента. Давайте, их перечислим (дети называют типы темперамента). Также мы с вами провели так называемые игры на взаимопонимание. А для чего? Свойства темперамента накладывают отпечаток на проявления характера. И для того, чтобы в вашем классе было меньше конфликтов задумывайтесь над причинами тех или иных поступков одноклассников. Быть может они не несу в себе никакого негативного смысла, лишь определены темпераментом человека. Играя, я надеюсь вы смогли лучше понять друг друга, лучше друг друга почувствовать.

Спасибо за внимание!

 

 

ПАСПОРТ САНГВИНИКА

 

1.      Веселый и жизнерадостный

2.      Деловитый

3.      Часто не доводит дело до конца

4.      Склонны переоценивать свои возможности

5.      Способны быстро схватывать новое

6.      Неустойчивы в интересах и склонностях

7.      Легко переживаете неудачи и неприятности

8.      Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

9.      С увлечением беретесь за любое дело

10.     Быстро остываете, если дело перестало вас интересовать

11.     Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую

12.     Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой

13.     Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми

14.     Работаете быстро, увлеченно, нуждаетесь в перерывах реже других

15.     Выносливы и работоспособны

16.     Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой

17.     Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке

18.     Обладаете всегда бодрым настроением

19.     Быстро засыпаете и пробуждаетесь

20.     Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях

 

 

ПАСПОРТ ХОЛЕРИКА

 

1.      Неусидчивы, суетливы

2.      Невыдержанны, вспыльчивы

3.      Нетерпеливы, реактивны

4.      Резки прямолинейны во взаимоотношениях с людьми

5.      Решительны и инициативны

6.      Энергичны

7.      Находчивы в споре

8.      Работаете рывками

9.      Склонны к риску

10.     Злопамятны и обидчивы

11.     Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

12.     Неуравновешенны и склонны к горячности

13.     Агрессивны

14.     Нетерпимы к недостаткам

15.     Обладаете выразительной мимикой

16.     Способны быстро действовать и решать жизненные задачи

17.     Неустанно стремитесь к новому

18.     Обладаете резкими порывистыми движениями

19.     Настойчивы в достижении поставленной цели

20.     Склонны к резким сменам настроения

 

 

ПАСПОРТ ФЛЕГМАТИКА

 

1.      Спокойны и хладнокровны

2.      Последовательны и обстоятельны в делах

3.      Осторожны и рассудительны

4.      Работаете спокойно, медленно и редко отдыхаете

5.      Молчаливы и любите попусту болтать

6.      Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики

7.      Сдержанны и терпеливы

8.      Как правило, доводите дело до конца

9.      Не тратите попусту сил

10.     Строго придерживаетесь выбранного распорядка жизни, системы в работе

11.     Легко сдерживаете свои желания

12.     Мало восприимчивы к одобрению и порицанию

13.     Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

14.     Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с другими

15.     Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

16.     Ровны в отношениях со всеми

17.     Любите аккуратность и порядок во всем

18.     С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

19.     Инертны , малоподвижны, вялы

20.     Обладаете выдержкой

 

 

ПАСПОРТ МЕЛАНХОЛИКА

 

1.      Стеснительны и застенчивы

2.      Теряетесь в новой обстановке

3.      Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми

4.      Легко переносите одиночество

5.      Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах

6.      Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

7.      Склонны уходить в себя

8.      Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах

9.      Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота

10.     Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

11.     Впечатлительны до слезливости, тревожности

12.     Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

13.     Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

14.     Склонны к подозрительности, мнительности

15.     Болезненно чувствительны и легко ранимы

16.     Чрезмерно обидчивы

17.     Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями

18.     Малоактивны в работе

19.     Безропотно покорны

20.     Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих

 

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

 

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.

Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходиться с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью выдержкой, самообладанием. Как правило, трудно сходиться с новыми людьми.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его не выразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

 

 

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Классный час был первым мероприятием, которое я проводила с этими детьми. Посетив некоторые уроки, проводимые в этом классе, я боялась не справиться с дисциплиной. Мои страхи были напрасными. Главным недочетом мероприятия является слишком большой объем запланированной работы. За сорок минут провели лишь психологический настрой и диагностику, но дети узнав, что последней частью являются игры, сами пожелали продолжить занятие. Что мы и сделали, так как кабинет оказался свободным и на этот урок.

Классный час считаю успешным. Цели мероприятия, в большинстве своем были достигнуты. Дети внимательно слушали о происхождении типов темперамента и их свойствах.

Мною намеренно использовались неизвестные детям понятия, смысл которых я поясняла по ходу. Детям понравился психологический настрой – игра «Рисуем портрет». Эта игра пришлась очень кстати, так как в этот же день они на уроке русского языка писали словесные портреты друг на друга. Здесь я им предложила этим словесные портреты «перенести» на бумагу.

В проведении игр на взаимопонимание были трудности: у ребят никак не получалось построится по росту, но они не сдавались и с пятого раза с двумя небольшими ошибками они все же выполнили задание. Со второй игрой было проще. Дети вели себя достаточно спокойно, лишь Катя Рогалева слишком эмоционально реагировала на действия своих одноклассников. Я ей предложила следить за тем, чтобы никто не проявлял грубость по отношению к окружающим, а также выполнял условия игры (не разговаривать, не подглядывать) с чем она блестяще справилась (нарушений дисциплины больше не было).

На мой взгляд, как это ни странно, детям больше всего понравилось все же отвечать на вопросы теста, узнавать что-то новое. Еще целую неделю они ходили за мной и снова и снова переспрашивали, что свойственно их типу темперамента. Однажды я случайно услышала от ученицы моего класса такую фразу «Не обижайся на Катю, она же холерик, ее не переделать». Это я считаю доказательством эффективности мероприятия.

Проведение этой диагностики позволило мне подобрать наиболее эффективный стиль общения с детьми на уроках физики и внеклассных мероприятиях.

 

Сайт управляется системой uCoz